Рубашки и тросы для велосипеда - не самые простые компоненты


трос для велосипеда

По нашему мнению тросам и рубашкам в мире велосипедных компонентов уделяется незаслуженно мало внимания. Особенно учитывая, что эти элементы частично отвечают за качество переключения передач на велосипеде, а на некоторых моделях ещё и за качество торможения (имеются в виду велосипеды, использующие V-brake Тормоза). Мы привыкли к тому, что тросики практически не могут нас подвести во время катания, а рубашки едва ли поломаются или протрутся. Но при этом мы забываем, что вся эта уверенность в реальности опирается на несколько десятилетий совершенствования технологий производства недорогих продуктов, которые являются безызвестными героями велосипедной индустрии. Сегодня на наши вопросы ответит технический специалист компании Jagwire (Джэгуаер - один из лидеров в велосипедной индустрии по производству рубашек, тросиков и гидролиний - прим. пер.) Бен Оливер (Ben Oliver). 15 летний опыт работы в индустрии, в том числе в роли механика профессиональных топ-команд, поможет Бену пролить свет на технологические особенности тросов и рубашек, используемых в современных велосипедах.

РВ (PinkBike): Из чего же изготавливают современные тросы и рубашки?

Тросы переключения, как правило, представляют собой 19 жильный кабель, изготовленный из оцинкованной, либо нержавеющей стали. Основу троса составляют 7 жил, а остальные 12 закручиваются вокруг них по спирали.

Рубашки в свою очередь состоят из 4 слоёв. Я перечислю их, начиная с внутреннего:
 
- полимерный слой, покрытый или не покрытый смазкой;
- многожильный стальной защитный слой;
- дополнительный внутренний полимерный слой, фиксирующий жилы стальной оплётки;
- внешний полимерный слой.
 
рубашка для троса велосипеда
На рисунке выше представлена классическая структура рубашки для тросов переключателей.
 
РВ: Существуют ли принципиальные различия между рубашками для тросов переключения и тормозов?
 
Да, различия существуют и состоят в том, что в рубашках для тросов тормозов защитный слой уложен кольцами поверх внутреннего полимерного (а не в форме вытянутой спирали, как в случае с рубашками для тросов переключения). Подобное решение позволило сделать рубашку более гибкой, что в результате позволяет ей легче переносить высокие нагрузки, возникающие в тормозной системе. 
Подобная гибкость была бы совершенно неуместна в рубашках для тросов переключателей, т.к. не позволила бы добиться чёткой смены передач. И поэтому в них стальные жилы защитного слоя закручиваются по спирали параллельно тросу переключения. В результате под воздействием сильных нагрузок рубашка сохраняет свою форму, не сжимается, и мы можем наслаждаться чётким переключением. Если бы вы когда-нибудь попробовали поменять рубашки для переключателей и тормозов местами, то сразу почувствовали бы, что это не работает. Рубашки для тросов переключения просто не выдержат тормозных усилий. Но тут стоит заметить, что рубашки и тросы для переключателей и тормозов значительно отличаются внешне, так что спутать их будет сложно.
 
трос для велосипеда
Так выглядит структура рубашки для тормозных тросов.
 
трос для велосипеда
 
РВ: А почему тросы переключения делают многожильными и витыми, а не используют обычную проволоку?
 
Использование в современных тросах, закрученных по спирали стальных жил помогает добиться необходимых показателей прочности и надёжности, сохранив при этом гибкость. Использование одной или нескольких прямых жил сделало бы трос слишком жёстким и ломким.
 
РВ: Мы обращали внимания, что по истечении длительного срока эксплуатации тросы могут немного заржаветь, может ли это принести дополнительные трудности?
 
Ржавчина может стать причиной разрыва троса, но, как правило, это происходит в результате износа и общей усталости металла. При неправильной установке тросы также могут быстро выйти из строя (например, если рубашка закручена вокруг рамы, либо сильно согнута в одном или нескольких местах).
 
РВ: Как присоединяют к тросам алюминиевые набалдашники, и от чего зависит их форма?
 
Форму определяют производители OEM велосипедных компонентов. Для MTB компонентов существует уже в целом устоявшаяся форма набалдашника, в то время как в мире шоссейного велоспорта соседствует по паре различных стандартов для тросов переключения и тормозов.
 
Процесс присоединения набалдашника начинается с обрезки троса. Затем с помощью точечной сварки конец троса оплавляется и расплющивается, приобретая окончательную форму, требуемую производителями компонентов. Данная технология позволяет создать на конце троса прочный набалдашник, который не оторвётся даже при самых высоких нагрузках.
 
Тросы для переключателей также используют и в конструкции телескопических подседельных штырей.
 
РВ: От велосипедных механиков и обычных райдеров часто можно услышать о том, что тросы растягиваются. Но, возможно, проблема не только в них, но и в рубашках?
 
В настоящее время все тросы проходят предварительную протяжку, что позволяет в целом нивелировать данный эффект. Если вы устанавливали на велосипед новые тормоза (дисковые механические, либо V-brake), то знаете, что последней операцией будут несколько сильных нажатий на тормозную ручку. Это немного уплотняет плетение троса, но также растягивает рубашку. После нескольких нажатий тормозной ручки вы, без сомнения, почувствуете разницу в ощущениях.
 
Вам придётся реже думать о растягивании тросов в случае с переключателями передач, но всё равно после замены системы переключения и перед первой поездкой, лучше хорошо протестировать все комбинации передач, которые вы планируете использовать. Но даже если что-то пойдёт не так во время поездки, это будет легко скорректировать парой оборотов регулировочных винтов на переключателе.

 

11 октября 2013


Сентябрь 2019    
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      



Можно сравнить не более 3-х велосипедов. Пожалуйста, уберите один велосипедов из сравнения.